• 1
  • 2
  • 3
Предыдущая Следующая

Выставка о репрессированных преподавател…

24-09-2014

С 3 октября по декабрь будет проходить выставка, посвященная репрессированным преподавателям СГПИ "На перекрестке судеб"  

Подробнее

Открытие экспозиции

24-09-2014

3 октября состоится открытие сменной экспозиции, посвященной 65-й годовщине образования факультета иностранных языков (Институт иностранных языков) ВГСПУ «Институт иностранных языков ВГВСУ - вчера и сегодня»

Подробнее

Ветеранов университета поздравили с годо…

29-01-2014

Ветеранов университета поздравили с годовщиной победы в Сталинградской битве

Чествование ветеранов университета, принявших активное участие в освобождении Сталинграда от фашистских захватчиков и восстановлении города в послевоенный период, стало доброй традицией. Ежегодно студенты университета навещают ветеранов, поздравляют их и вручают...

Подробнее

В начале славного пути. Первое десятилетие…

 

В соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. началась реорганизация школьного образования, пересмотр существовавших структур педвузов страны. Устанавливался единый тип педагогического института, призванного готовить кадры преподавателей специалистов-предметников для техникумов, рабфаков и десятилетней политехнической школы. В этой связи на основании постановления ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР от 14 декабря 1932 г. Сталинградский индустриально-педагогический институт был преобразован в Сталинградский государственный педагогический институт.

Активное участие в становлении молодого педагогического вуза принимали партийные и местные органы власти. Учебный процесс в институте, социально-бытовое обеспечение преподавателей и студентов, находились под постоянным контролем Сталинградского городского комитета партии и городского Совета. 

В 1932 г. в институте были созданы новые отделения - языка и литературы, географическое. Острая нехватка в стране учителей требовала создания учительских институтов с двухгодичным сроком обучения. Они давали неполное высшее образование и готовили учителей для 5-7-х классов. В 1933 г. Учительский институт был открыт и в Сталинградском государственном педагогическом институте. В него принимали студентов, имеющих 7-8 классов образования. С этого же года прием студентов проводился одновременно в педагогический и учительский институты. Оба они работали на одной базе, учебно-воспитательную работу вели одни и те же преподаватели. Для учителей города, желающих получить высшее образование без отрыва от работы в школе, в 1932 г. было открыто вечернее отделение. Кроме того, в 1931-1941 г.г. работали различного рода курсы учителей.

25 мая 1934 г. Сталинградский горком ВКП (б) принял решение о передаче институту под учебное здание помещение бывшей типографии ГПУ и общежития химического техникума (24 комнаты) по ул. Академической 2 (12) (в настоящее время здесь факультет математики, информатики и физики). Однако вскоре и эти площади стали недостаточными для четырех курсов педагогического института и двух курсов рабфака учительского института. В 1934 г. произошли изменения в организации учебно-производственного процесса.

В 1935 г. состоялся первый выпуск студентов. Всего было выпущено 83 учителя истории, математики, физики и химии. Из них 53 человека закончили педагогический институт и 30 - учительский.

Администрация института предпринимала все необходимые меры для создания и развития библиотеки. Библиотека стала одним из первых объектов, с которого началось становление Сталинградского государственного педагогического института. Преподаватели и студенты сами изготовили стеллажи и стенды, приобретали литературу, периодические издания. В конце 1934 г. библиотека насчитывала уже около 40000 томов.

В учебных планах возросла роль специальных дисциплин и увеличилось число отведенных на них часов. Постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» педагогика была восстановлена как наука, что также нашло отражение в учебных планах педагогических институтов. В результате этой реформы высшая педагогическая школа приобрела современный вид. Срок обучения был увеличен с двух с половиной до четырех лет.

С первых месяцев работы института студенты в многообразных формах соревновались за высокие показатели в учебе. Для наиболее активных и отлично успевающих крайисполком учредил 5 стипендий имени М. Горького по 250 рублей. В 1940-1941 гг. 6 студентов получали Сталинские стипендии.

Всего в довоенные годы институт подготовил (учитывая стационар педагогического и учительского институтов, вечернее отделение и ОЗО) около 4500 учителей. Большая часть выпускников довоенных лет осталась работать в Сталинградской области.

Серьезное внимание уделялось в институте вопросам научной работы. Научные конференции проводились сначала эпизодически, а затем и на постоянной основе. Примечательно, что студенческие конференции начали проводиться раньше. Итогом этой работы стали публикации в научных сборниках, а в 1939 г. институт издал первый сборник научных работ, куда вошли статьи преподавателей института. В 1938 г. при кафедре русского языка открылась заочная и очная аспирантура.

К началу Великой Отечественной войны Сталинградский педагогический институт был одним из крупнейших вузов юго-востока страны. Он имел мощную учебную и материальную базу. В трех зданиях разместились хорошо оборудованные кабинеты и лаборатории, имелась большая (для того времени) библиотека. Занятия шли в одну смену. На стационаре занималось около 2000 студентов, на заочном отделении - 1,5 тысячи. Учебные занятия вели более 100 высококвалифицированных преподавателей. Институт ежегодно готовил для страны более 500 учителей.

« - Наш институт отмечает в этом году пятилетний юбилей. За это время он сильно вырос. Только за последние два года число учащихся увеличилось в четыре раза.

***

С нового учебного года, на основании решения правительства, мы перестраиваем педагогический процесс так, чтобы студенты могли больше времени отдавать на самостоятельную работу. Для этого за кафедрами закрепляются определенные аудитории, кабинеты и лаборатории… Вечером студент может прийти в свою лабораторию и спокойно работать.» (Из материалов интервью директора СГПИ Аносова С.Д. корреспонденту газеты «Сталинградская правда» июнь 1936 г.)

Наши столичные библиотеки обогнали библиотеку британского музея и национальную библиотеку в Париже, обе имеют мировое значение по числу томов и занимают сейчас второе место в мире, уступая только библиотеке конгресса США в Вашингтоне. Отмечал в своей статье Ю.А. Иванов в 1934 г.

 

Из постановления СНК СССР ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г., "О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой": 

5. Ввести во всех высших учебных заведениях единый студенческий билет и единый матрикул (зачетная книжка). В матрикул заносятся все предметы, обязательные для прохождения, и запись о сдаче экзаменов и зачетов.

Отмечать в матрикуле сдачу экзаменов и зачетов и проставлять отметки имеет право только профессор, производивший экзамен, и доцент, принимавший зачет.

Предложить Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР в месячный срок разработать единый тип студенческого билета и матрикула, представив их на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

 

 

"30 июня Сталинградский педагогический институт подвел итоги учебной работы за 1938-39 учебный год. По сравнению с предыдущим учебным годом абсолютная успеваемость повысилась на 11 проц. Наиболее высокие показатели имеют литературный и исторический факультеты. Успеваемость по литфаку составляет 100 проц., а по историческому - 98,8 проц. факультетов отправляются на экскурсию в Москву и Ленинград, отличники естественного факультета - в Сухуми." (Статья "Итоги работы педагогического института" "Сталинградская правда" от 3 июля 1939 г.) 

Наркомпрос РСФСР в 1932 году совместно с ЦК ВЛКСМ мобилизовал 30 тысяч комсомольцев в педагогические высшие учебные заведения и на педагогическую работу.