• 1
  • 2
  • 3
Предыдущая Следующая

Выставка о репрессированных преподавател…

24-09-2014

С 3 октября по декабрь будет проходить выставка, посвященная репрессированным преподавателям СГПИ "На перекрестке судеб"  

Подробнее

Открытие экспозиции

24-09-2014

3 октября состоится открытие сменной экспозиции, посвященной 65-й годовщине образования факультета иностранных языков (Институт иностранных языков) ВГСПУ «Институт иностранных языков ВГВСУ - вчера и сегодня»

Подробнее

Ветеранов университета поздравили с годо…

29-01-2014

Ветеранов университета поздравили с годовщиной победы в Сталинградской битве

Чествование ветеранов университета, принявших активное участие в освобождении Сталинграда от фашистских захватчиков и восстановлении города в послевоенный период, стало доброй традицией. Ежегодно студенты университета навещают ветеранов, поздравляют их и вручают...

Подробнее

На подъеме (1960-1970 гг.)

 

 

В 1961 г. в связи с переименованием Сталинграда в Волгоград Сталинградский государственный педагогический институт также был переименован в Волгоградский государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича.

В этом же году на смену директора института, кандидата исторических наук доцента С.М. Дроздова, был назначен новый ректор Дмитрий Петрович Журавлев.

Развитию системы педагогического образования, повышению престижа труда учителя способствовал Закон «Об организации связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», введение новых правил приема в вузы. Результаты не заставили себя ждать. Уже на следующий год возрос прием студентов на первый курс, как стационара, так и заочного отделений. Прием в 1960-1961 учебном году составил соответственно 478 и 657 человек. С каждым годом контингент студентов продолжал увеличиваться и в 1965-1966 учебном году только на очное отделение было принято 705 человек, а конкурс, в среднем по институту, достиг 8,8 человек на место.

Качество подготовки учителей непосредственно зависит от уровня знаний абитуриентов, поэтому ректорат и преподаватели института постоянно совершенствовали формы и методы работы по набору студентов. Преподаватели неоднократно выезжали в школы, рассказывали о педагогическом институте на страницах районной, городской и областной печати. При институте была развернута сеть кружков: «Юношеская математическая школа», «Школа юного историка», различных научно-технических обществ старшеклассников и т.д. Немалую роль в пропаганде учительского труда играли «дни открытых дверей», «дни науки факультетов», ставшие традиционными.

С 1964 г. подготовка учителей по специальностям «Общетехнические дисциплины и трудовое обучение» и «Физика» осуществлялась на вновь созданном индустриально-педагогическом факультете. В 1966 г. физико-технический факультет был преобразован в физический с отделениями физики, физики и труда, а математический факультет осуществлял подготовку учителей математики. В 1978 г. вновь был создан единый физико-математический факультет.

Особое внимание руководство вуза уделяло кафедрам как основному звену, обеспечивавшему единство учебно-воспитательного процесса, научной, трудовой и общественной деятельности студентов. Тщательно анализируя положение дел на кафедрах, ректорат помогал в поиске и распространении наиболее эффективных форм работы. На каждой кафедре был создан перспективный план работы с преподавателями, предусмотрено движение кадров, различные формы повышения их квалификации.

Главной опорой ректората в процессе внедрения нового подхода стала кафедра педагогики. Под руководством доктора педагогических наук профессора В.С. Ильина разрабатывалась теория целостного учебно-воспитательного процесса как научной основы комплексного подхода к воспитанию школьников и студентов. Это исследование вошло в число важнейших, координируемых Министерством просвещения и АПН СССР, а Волгоградский пединститут был определен в качестве базового по данной проблеме. В ее рамках работало 14 исследовательских групп, которыми руководили профессора В.С. Ильин и Б.Ф. Райский; доценты С.Н. Глазачев, В.И. Данильчук, В.Ф. Дробнис, Л.К. Максимов, М.В. Матюхина, Н.Г. Ковалевская, В.А. Кулько, В.В. Сериков, Н.К. Сергеев и др.

Большое внимание уделялось воспитывающему характеру обучения. Лекционные курсы, планы семинарских занятий и практикумов были переработаны с целью обеспечения единства образовательных и воспитательных функций. Преподаватели стремились максимально использовать богатые возможности специальных и общенаучных дисциплин в формировании мировоззрения будущего учителя.

Спецкурсы и спецсеминары кафедр были ориентированы на непосредственную подготовку студентов к учебно-воспитательной работе в школе. На всех факультетах читались спецкурсы «Работа с трудными детьми в школе», «Воспитывающий характер обучения», «Пионерское дело», а также связанные с научным профилем кафедр. На ряде факультетов проводились спецсеминары по трудовому обучению и воспитанию в сельской школе, методике экологического воспитания школьников, по военно-патриотическому воспитанию.

Заботясь о наращивании научно-исследовательского потенциала института, ректорат проявлял постоянное внимание подготовке научных кадров высшей квалификации, создавал благоприятные условия для защиты докторских и кандидатских диссертаций, Наиболее плодотворными в этом отношении были- 1965-1971 г.г. За это время было защищено 10 докторских (В.И. Бабкин, К.В. Гавриков, Э.М. Липманов, С.П. Люшин, В.А. Козюченко, В.С. Красавин, Б.С. Кубанцев, П.П. Мочалова, Л.М. Орлов, М.Т. Пинчев) и 37 (из них 9 - на кафедре биологии) кандидатских диссертаций.

Важнейшим звеном подготовки научных кадров была аспирантура. В 1960-е годы численность аспирантов, обучавшихся очно, колебалась от 34 до 48 человек в год, а заочно - от 12 до 18.

В 1969 г. был создан объединений совет по защите кандидатских диссертаций по общественным наукам и истории СССР. За два года было успешно проведено 24 защиты. Среди защитившихся были сотрудники и аспиранты института П.В. Лободин, А.П. Сергеев и др. До 1970 г. аспирантскую подготовку прошли 111 человек. 

В 1971 г. ректором института был назначен кандидат экономических наук, доцент Максим Матвеевич Загорулько. В эти годы наш вуз был на подъеме во всех сферах своей деятельности.

К началу 1970-х годов Волгоградский государственный педагогический институт располагал уже тремя учебными корпусами, археологическим, ботаническим, геологическим и зоологическим музеями, причем зоомузей был признан лучшим среди аналогичных музеев вузов Поволжья. По инициативе ректората было начато проектирование нового девятиэтажного учебного корпуса, связанного с главным учебным корпусом. Сельские, иногородние и иностранные студенты проживали в четырех общежитиях. Все это создавало хорошие условия и перспективы для совершенствования учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития научно-исследовательской работы и структуры института, успешного выполнения задач, определяемых общегосударственной политикой в области народного образования и переходом страны к всеобщему среднему образованию.

В 1970-е годы более разнообразными стали и формы участия студентов в научных исследованиях. Наряду с традиционной кружковой работой (в 1980 г. в институте работало 56 научных студенческих кружков) сформировалось 50 проблемных исследовательских групп студентов, создавались студенческие конструкторские бюро.

В эти годы широкую известность среди биологов страны получили исследования паразитарных заболеваний животных юга страны, осуществленные коллективом ученых кафедры зоологии ВГПИ. В качестве признания научных заслуг ее заведующий профессор Г.С. Марков был избран в Президиум Всесоюзного гельминтологического общества и назначен экспертом ООН по паразитарным заболеваниям рыб. С 1966 г. данная тематика кафедры вошла в планы проблемного совета «Биологические основы освоения, реконструкции и охраны животного мира» Отделения общей биологии АН СССР, а проблема выявления закономерностей размножения млекопитающих с 1967 г. была включена в рамках международной биологической программы в комплексную тему «Оптимальная плотность и структура популяций животных» Института экологии АН СССР.

В рамках межвузовской программы Министерства просвещения РСФСР «Профессионально-педагогическая направленность учебно-воспитательного процесса педагогического вуза» под руководством доцента С.Н. Глазачева разрабатывались вопросы теории и практики экологического образования и воспитания применительно к подготовке будущего учителя.

Главной задачей ректората было обеспечение научного уровня управления институтом, объединение усилий факультетов, кафедр и общественных организаций на достижение единства учебной, научной и воспитательной работы. В этом направлении существенные сдвиги были достигнуты в 1970-е годы.

Под руководством и непосредственном участии А.В. Петрова в институте были созданы программы ЭВМ комплекса АСУ, разработаны и внедрены в практику методы контроля и обучения студентов.

 

Международное сотрудничество

В начале 1960-х годов Сталинградский государственный педагогический институт начал развивать связи с зарубежными вузами. По инициативе кафедры педагогики в 1962 г. впервые был организован обмен делегациями с Карл-Марксштадтским (ГДР) педагогическим институтом. В 1960 г. по инициативе американской стороны было установлено сотрудничество между ВГПИ и Библиотекой Конгресса США, в 1963 г. с Главной библиотекой Калифорнийского университета (США), в 1964 г. с Институтом физики Чехословацкой Академии наук., в 1966 г. с педагогическими институтами в Цвиккау (ГДР) и Острава (ЧССР) и с французскими университетами Сувирон, Рони и Жюстрабо.

Новым в организации научно-исследовательской работы было и установление научных контактов с зарубежными вузами, которые особенно активизировались на рубеже 1960-1970-х годов.

В 1969 г. Волгоградский государственный педагогический институт впервые осуществил прием иностранных студентов в количестве 28 человек. В числе первых иностранных студентов была группа в составе 23 юношей и девушек из Вьетнама и по одному человеку из Сомали, Афганистана, Уганды, Ливана и Сирии.

Работа с иностранными студентами потребовала поиска новых форм и методов организации учебного процесса и внеучебной деятельности. Большую помощь ректорату оказали преподаватели И.Г. Бакутина и В.В. Малов, которые имели опыт работы с зарубежными студентами. А в 1970 г. был создан факультет по работе с иностранными гражданами, который возглавил доцент Е.И. Трегубов. 

Из года в год возрастало количество чехословацких студентов-стажеров. В 1978 г. их было 184, а в 1980-1981 учебном году в каждом семестре обучалось по 250 человек. Значительно расширилась география стран, представители молодого поколения которых получали высшие образование в Волгоградском педагогическом институте, - МНР и Сьерра-Леоне, Уганда и Франция, Болгария и Алжир, Того и Конго, Ирак и Непал, Польша и Панама и т.д. Всего в 1981 г. в вузе обучались посланцы 15 государств. Студенты желающие, заниматься научно-исследовательской работой, могли продолжить свою учебу в аспирантуре института. Первыми, кому представилась такая возможность, были студенты из ЧССР.

По мере роста числа зарубежных учащихся, в 1980 г. была введена должность проректора по международным связям. Первым проректором стал В.С. Калачев, имевший большой опыт работы с иностранцами.

Иностранные студенты были активными участниками общественной жизни не только в институте, но и в городе. Они установили дружеские отношения с трудовыми коллективами предприятий г. Волгограда, встречались с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, и т.д. Доверительным отношениям во многом способствовала художественная самодеятельность иностранных студентов. Ансамбли кубинской молодежи «Хирон» и чехословацкой - «Богемии», дуэт сестер Биценцовых (ЧССР) пользовались огромной популярностью не только в институте, но и городе, а солист ансамбля «Хирон» X. Родригес был лауреатом многих городских конкурсов художественной самодеятельности. 

Только для ЧССР к 1981 г. институт подготовил 2133 специалиста (1958 стажеров, 168 учителей, 5 стажеров-преподавателей, 2 аспиранта). На ежегодных слетах выпускники-иностранцы обращались с теплыми словами благодарности к своим бывшим педагогам, которые не жалели сил, чтобы поделиться своими знаниями и опытом.

Вклад Волгоградского педагогического института по подготовке учительских кадров для зарубежных стран был высоко оценен. Указом Президента ЧССР от 7 декабря 1976 г. институт был награжден высшей педагогической наградой Чехословакии - медалью Яна Амоса Коменского. В 1977 г. за лучшую постановку работы с иностранными учащимися Волгоградский государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича был награжден Грамотой Министерства просвещения СССР.

Воспитательная и внеучебная деятельность

В Волгоградском педагогическом институте всегда традиционно сильной стороной воспитательной работы было военно-патриотическое воспитание будущих учителей. Вместе со студентами ветераны проводили семинарские занятия и экскурсии на Мамаевом кургане, занимались поисковой работой, собирали рукописные воспоминания участников Великой Отечественной войны. 

Чрезвычайно популярными в 1960-1970-е годы были Клубы интернациональной дружбы (КИД). Институтский КИД должен был помогать зарубежным студентам в овладении профессией учителя. Комитет ВЛКСМ вместе с Союзом молодых коммунистов Кубы, комитетом социалистической молодежи Чехословакии, землячествами Кубы, Афганистана, Эфиопии, Чехословакии проводили вечера дружбы, встречи с зарубежными гостями, организовывали тематические выставки, показ кинофильмов, вели переписку с молодежью разных стран, планировал ознакомительные поездки иностранных студентов по городам Советского Союза.

Значительную роль в совершенствовании воспитательной работы играла вузовская газета «Учитель». На ее страницах появлялись первые отклики на те или иные инициативы, обобщался передовой опыт, новую жизнь, получали старые традиций. Более 20 лет редактором газеты «Учитель» была И.И. Эрлих.

Общественный подъем 1960-1970-х годов, стремление студентов быстрее включиться в трудовую деятельность внести свой реальный вклад в развитие народного хозяйства, породили движение студенческих строительных отрядов (ССО). Первые студенческие отряды появились в институте в 1968 г. 

Но наибольшего размаха это движение достигло во второй, половине 1970-х годов. Летом 1977 г. было организовано 6 стройотрядов. Бойцы интернациональных строительных отрядов трудились в Волгоградской области, Пермской области, в Остраве (ЧССР) и в Цвиккау (ГДР). Были сформированы также отряды не строительного направления. Члены отряда «Экспресс» работали проводниками на Приволжской железной дороге, «Спутник» - переводчики при Бюро молодежного туризма «Спутник», 12 сельхозотрядов, 4 вспомогательных отряда для работы в институту - «Энтузиаст», «Техник», «Библиотекарь» и «Абитуриент». Командирами и комиссарами студенческих отрядов были Н. Болотов, Ю. Голицын, Л. Голованова, П. Боюнов, Г. Наумов, В. Шугалей, И. Эрлих, Н. Иванов.

Наряду со строительными студенческими отрядами в 1977 г. появились студенческие педагогические отряды. Сформированный по инициативе студентов историко-филологического факультета во главе с Е. Сучилиной первый студенческий педагогический отряд получил имя «Данко». За три года он вырос в двухтысячный коллектив.

Положительный опыт отряда «Данко» вызвал интерес в других вузах страны. Помощь в организации работы педагогических отрядов оказывали преподаватели кафедры педагогики М.Ю. Хрущева, М.Е. Чулкова, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев.

В 1970 г. появилась еще одна форма работы - шефство над трудновоспитуемыми подростками. Куратором и вдохновителем этого движения был профессор кафедры педагогики Б.Ф. Райский. Первоначально появилась Макаренковская инициативная группа (МИГ), которая переросла в дружину (МКД), насчитывавшую в своих рядах более 100 человек. У истоков этого начинания стояли комсомольские активисты Ю. Агаметов, Г. Барышева, Л. Соколова и др.

В 1977 г. коллективу института вручено переходящее Красное Знамя Министерства просвещения РСФСР, ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений за победу в конкурсе по улучшению условий труда, быта и отдыха студентов. За активное участие и успехи в проведении летней оздоровительной компании среди пионеров и школьников институт был награжден Почетной грамотой Министерства просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК профсоюза.

"Они пришли к профессорам , преподавателям с открытым сердцем: Научите! Покажите! Объясните! Расскажите! Счастливый возраст, когда время измеряется не просто годами, а годами учебы, курсами, семестрами. Как будто по незримой лестнице поднимается человек. Сидит за книгой. И сам не замечает, что встает из-за стола каждый день немножко другим. Чуть умнее... Чуть чище...Кругозор чуть шире...

И надо сказать, в Волгоградском пединституте есть все для того, чтобы мечты стали реальностью. Путь к этому лежит через НСО — научное студенческое общество, объединяющее сейчас в своих рядах 250 студентов пяти факультетов института...

...С первых дней учебы в институте студент определяет свое отношение к научным студенческим кружкам, пробует свои силы, начиная с малого,. постепенно готовя себя к серьезной научной работе. Каждый понимает, что через 10—15 лет человеку будет недостаточно просто высшего.

...исследовательская работа —-огромный труд. Помните слова И. П. Павлова: «Труд — вот что создает ученого!»."

(Из статьи "Каждый студент - исследователь" "Волгоградская правда" от 27 декабря 1964 г.)

"... в нашем институте более шести тысяч студентов. Он располагает сорока научными кафедрами множеством кабинетов и лабораторий. В преподавательском составе его 11 докторов и 128 кандидатов наук. За сорок лет институт подготовил и выпустил в жизнь более 22 тысяч учителей.

... За годы своего существования институт установил прочные творческие связи со многими научно-исследовательскими институтами Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, с ведущими университетами страны. Тесные контакты у нас с вузами Германской Демократической Республики... Волгоградский педагогический сейчас не без оснований называют интернациональным вузом. На разных факультетах у нас обучается более 120 юношей и девушек из ЧССР, ДРВ, Монголии, многих африканских стран. В институте создан клуб интернациональной дружбы.

... Ученые института сейчас занимаются разработкой более чем сорока крупных научных проблем. ... В студенческих кружках сейчас занимается более 700 человек, т. е. каждый четвертый студент вуза дружит с наукой.

... перспектива развития нашего вуза будет идти не вширь, а вглубь, если не считать тех новостроек, которые за пятилетку появятся,— столовая на 270 мест и общежитие на 600 мест. "

(Из материалов интервью ректора ВГПИ Загорулько М.М. корреспонденту газеты «Молодой ленинец» ноябрь 1971 г.)