• 1
  • 2
  • 3
Предыдущая Следующая

Выставка о репрессированных преподавател…

24-09-2014

С 3 октября по декабрь будет проходить выставка, посвященная репрессированным преподавателям СГПИ "На перекрестке судеб"  

Подробнее

Открытие экспозиции

24-09-2014

3 октября состоится открытие сменной экспозиции, посвященной 65-й годовщине образования факультета иностранных языков (Институт иностранных языков) ВГСПУ «Институт иностранных языков ВГВСУ - вчера и сегодня»

Подробнее

Ветеранов университета поздравили с годо…

29-01-2014

Ветеранов университета поздравили с годовщиной победы в Сталинградской битве

Чествование ветеранов университета, принявших активное участие в освобождении Сталинграда от фашистских захватчиков и восстановлении города в послевоенный период, стало доброй традицией. Ежегодно студенты университета навещают ветеранов, поздравляют их и вручают...

Подробнее

Покоряя новые высоты (1980 г. начало 1990-х г.)

В 1980 г. произошли изменения в руководстве институтом. Ректором ВГПИ был назначен доцент Станислав Николаевич Глазачев. Станислав Николаевич выпускник естественно-географического факультета Волгоградского государственного педагогического института, прошел путь от лаборанта кафедры до ректора ВГПИ.

1981 г. был юбилейным для Волгоградского государственного педагогического института, годом его пятидесятилетия и был отмечен многими знаменательными событиями. 1981-1982 учебный год начался торжественным открытием мемориального бюста А.С. Серафимовича. 15 сентября впервые распахнул двери музей истории института. 1 октября ученый совет института провел заседание, посвященное 50-й годовщине создания ВГПИ, а 14 октября 1981 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «за достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования, обучении и коммунистическом воспитании студентов» институт был награжден орденом «Знак Почета». Так Правительством СССР был оценен пятидесятилетний труд преподавателей, более чем 31 тысячи выпускников и 6 тысяч студентов института.

«Награда Родины - большая честь, огромная ответственность!» - таким лозунгом встретил актовый зал участников митинга, посвященного награждению института орденом. Открыл митинг секретарь партийного комитета доцент А.Н. Вырщиков. Указ Президиума Верховного Совета СССР зачитал ректор института С.Н. Глазачев. В связи с правительственной наградой было изменено и название института. Он стал называться Волгоградский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича.

ВГПИ продолжал стабильно развиваться. Из года в год увеличивался контингент студентов и к концу 1980-х началу 1990-х годов он уже составил 6650 человек.

Всего к 1981 г. в институте было 6 факультетов с 11 отделениями. Возглавляли их наиболее опытные, авторитетные высококвалифицированные специалисты.

Содержание и организация подготовки учителей тесным образом было связаны с профессиональной ориентацией молодежи на педагогическую профессию и уровнем ее довузовской подготовки. Пристальное внимание уделялось формированию контингента студентов за счет практики привлечения в институт лиц, имеющих производственный стаж, уволенных из Вооруженных Сил, а также абитуриентов из сельской местности.

Перспективы развития института очень остро поставили проблему расширения учебной площади. 

В этой связи в начале 1980-х годов ректоратом было принято решение о разработке проекта нового девятиэтажного учебного корпуса, примыкающего к главному. По заказу ВГПИ институт «Гражданпроект» разработал техническую документацию и проект будущего учебного корпуса и в 1984 г. началось его строительство.

В соответствии с постановлением коллегии Министерства просвещения РСФСР и Президиума АПН СССР от 20.02. 1981 г. институт стал методическим центром, проводящим изучение и распространение передового научного и педагогического опыта Роль ВГПИ в развитии педагогической науки была подтверждена тем, что на базе Волгоградского государственного педагогического института было проведено Всесоюзное совещание заведующих кафедрами педагогики, в котором принимали активное участие вице-президент АПН академик И.Д. Зверев  и вице-президент АПН академик Ю.К. Бабанский.

1980-е годы были переломными во всех отношениях. Прежде всего это касалось содержания образования. В начале 1980-х сложился устойчивый подход к социально-экономическим знаниям, преподаваемым студентам.

Отход от предписываемой методологической дисциплины в области преподавания гуманитарных наук сказался и на предметах психолого-педагогического цикла. Общество пришло к пониманию того, что учитель должен способствовать развитию личности ребенка, помочь ему раскрыть свои способности, сформировать личную программу развития в рамках отечественного образовательного пространства. В учебный процесс по психолого-педагогическим наукам включается более широкий спектр воспитательных теорий, опыт передовых учителей, базирующийся на изучении личности ребенка. Новые педагогические технологии стали неотъемлемой частью подготовки специалистов.

Суть всех изменений, которые происходили в это время, - приближение учебного процесса к реальным потребностям. Пересмотр учебных планов во второй половине 1980-х годов, совершенствование рабочих планов по дисциплинам соответствовали общему духу того периода. 

Постоянная работа над совершенствованием учебных планов, организация преподавания новых учебных дисциплин и спецкурсов, уточнение и расширение научной тематики требовали внутривузовских и внутрифакультетских структурных изменений. Создавались новы факультеты и кафедры, реорганизовывались ранее существовавшие. Среди новых факультетов были: 1982 г. - факультет педагогики и методики начального обучения (ПиМНО); факультет повышения квалификации руководящих работников народного образования; 1988 г. - индустриально-педагогический факультет был переименован в инженерно-педагогический; 1985 г. - а кафедра научных основ управления школой (позднее преобразована в кафедру управления педагогическими системами); 1986 г. - кафедра преподавание русского языка в национальной школе (ПРЯНШ; 1989 г. - военная кафедра; 1990 г. - факультет начальной военной подготовки и физической культуры и т. д. И этот процесс с каждым годом набирал все большие обороты.

На рубеже 1970-1980-х годов кафедра педагогики ВГПИ принимала самое активное участие в решении проблем преодоления противоречия между объективной потребностью общества в активной творческой личности и воспитательно-образовательной практикой, готовящей по преимуществу исполнителей. Разрабатываемая на кафедре педагогики под руководством профессора В.С. Ильина концепция целостного подхода в формированию личности в определенной степени способствовала преодолению сложившихся негативных последствий.

Волгоградские педагоги, ученые и практики, проанализировав варианты взаимосвязей науки и практики, пришли к заключению, что в этом процессе совершенно недостаточно повысить практическую направленность научных исследований, активно внедрять их в практику. Необходимо решительно изменить механизм их взаимодействия.

С этой целью был создан Волгоградский научно-производственно-педагогический комплекс (ВНППК). Волгоградские исследователи начали отрабатывать нетрадиционный путь взаимосвязи - исследовательская работа ученых в массовой школе и наоборот, привлечение учительства к научным исследованиям.

По существу в Волгоградской области создано научно-производственное объединение «Вуз – школа». Ученые института разработали научные основы обеспечения органического единства учебного и воспитательного процессов, развивали и углубляли работу по реализации обращения Волгоградских учителей «Каждому уроку – отличную подготовку, современные методы, высокое качество!».

Опыт ВНППК стал основой для создания в 1989 г. учебно-научно-педагогического комплекса (УНПК) Волгоградского педагогического института под руководством проректора по научной работе Н.К. Сергеева.

Расширению профессиональных знаний студентов, формированию практических навыков специалистов способствовали и различные виды производственных практик, в зависимости от профиля обучения (археологическая, фольклорная, полевая и др.). Для студентов 80-х незабываемой осталась пионерская практика, когда студенты II курсов выезжали на неделю в лагерь «Пионерские зори», где на несколько дней превращались в мальчиков и девочек пионерского возраста, М.Ю. Хрущева и А.М. Саранов отдали много сил, неиссякаемого энтузиазма, задора организации и проведению этих выездов.

Высокий уровень преподавания в институте тесным образом был связан с научно-исследовательской работой профессоров и преподавателей, их активной ролью в решении фундаментальных и народно-хозяйственных научных задач.

В 1985 г. научную работу вели 398 человек, в том числе 10 докторов наук и профессоров, 180 кандидатов наук и доцентов, 14 аспирантов. Было издано 29 научных тематических сборников.

Объем исследований за пять лет составил 1078 тыс. рублей, в том числе по хоздоговорным темам - 245 тыс. рублей. Предприятиям и организациям заказчиков передано около 40 разработок для внедрения, объем которых составлял более 600 тыс. рублей. По результатам научных разработок на основе хоздоговоров было опубликовано более 60 научных статей.

В институте разрабатывалось 25 комплексных коллективных тем. В их разработке участвовало более 80% профессорско-преподавательского состава. По 2 из 13 тем плана-заказа Министерства просвещения СССР институт определен головным: «Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе» (руководитель профессор В.С. Ильин); «Подготовка будущих учителей к природоохранительному образованию и воспитанию учащихся» (руководитель ректор С.Н. Глазачев).

В сентябре 1989 г. открылся первый в институте специализированный совет по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук (председатель совета - В.И. Данильчук.)

Ориентация на будущее нашла отражение и в постоянном внимании руководства института, факультетов, кафедр к развитию научной работы студентов. Молодые исследователи привлекались к разработке госбюджетной и хоздоговорной тематики по планам НИР кафедр. Более 200 студентов приняли участие в НИР по хоздоговорной тематике.

По итогам Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию НИРС коллектив ВГПИ занял 4 место в РСФСР и награжден в 1984 г. Дипломом Республиканского совета по НИРС, а по итогам Всесоюзного смотра-конкурса на лучшую организацию НИРС коллектив института занял 3 место по группе педвузов СССР и награжден в 1985 г. Дипломом и денежной премией.

В апреле 1987 г. произошли изменения в руководстве института. С.Н. Глазачев был назначен заместителем Министра просвещения СССР. Ректором Волгоградского государственного педагогического института был избран Валерий Иванович Данильчук, работавший до этого проректором по научной работе.

Избрание В.И. Данильчука ректором ВГПИ стало заметным событием в жизни института, т.к. впервые в истории вуза он был избран на альтернативной основе.

Огромный опыт, желание продолжить начатое своими предшественниками, вера в свою команду, в коллектив института позволили Валерию Ивановичу Данильчуку сделать очень многое в тяжелые 1990-е годы.

Институт продолжал жить активной жизнью, динамично развивался. Однако произошедшие в стране в конце 1980-х начале 1990-х годов изменения сказались и на всей системе образования государства, в том числе и на Волгоградском государственном педагогическом институте. И в первую очередь это отразилось на трансформации международных связей вуза.

В 1981-1982 г.г. в ВГПИ обучалось свыше 400 иностранных студентов, стажеров и аспирантов из 16 стран мира. Волгоградский педагогический институт являлся главным по обучению и стажировке чехословацких студентов-русистов. В этот период в институте обучались студенты из Кубы, ЧССР, Афганистана, Эфиопии, Конго, Болгарии, Алжира, Ирана, Панамы, Судана, Непала, Того, Коста-Рики, Сальвадора, Бангладеш, Шри-Ланка. Добротная языковая подготовка позволяла зарубежным студентам успешно справляться с учебой по специальности на факультетах института.

Однако, в 1989-1990 г.г. из контингента обучающихся в институте практически выбыли студенты из Чехословакии (в 1988 г. их обучалось 736 человек, в 1989 г. - 421, в 1990 г. - 1); Венгрии (1988 г. - 128 человек, 1989 г. - 131; 1990 г. - 0); Кубы (1988 г. - 21 человек, 1989 г. - 50, 1990 г. - 1).

Прекращение традиционных международных связей поставило перед ректоратом новые сложные задачи: создать условия для привлечения иностранных студентов в институт.

И такое решение было найдено. 26 ноября 1992 г. в ВГПИ был создан отдел международного сотрудничества, начальником которого был назначен С.Б. Думов. Деятельность данной структуры позволила смягчить последствия разрыва межгосударственных связей в конце 1980-х годов и заменить их на межвузовские.

На платной основе в институте обучались студенты из университета международного обучения штата Вермонт (США); осуществлялся обмен преподавателями и студентами с Рамапо колледжем США (Нью-Джерси). Были установлены связи с Высшей евангелической школой социальной педагогики в Западном Берлине. Осуществлялось обучение французских граждан по индивидуальным контрактам. Плодотворно развивалось сотрудничество с Чань-Чунским и Гиринским университетами (КНР). Производился обмен преподавателями и студентами с высшей школой Наймегена (Голландия).

Благодаря принятым ректоратом мерам институт вышел на новый уровень международных связей, которые продолжают успешно развиваться и в настоящее время.

На фоне демократизации произошли изменения и в организационной жизни вуза. В 1988 г. по предложению ректората была возрождена практика 1930-1950-х годов и в состав ученого совета института и ученых советов факультетов ввели студентов. Эта мера была призвана повлиять на систему взаимоотношений профессорско-преподавательского состава и студенчества, скорректировать учебно-воспитательный процесс с учетом более полного отражения интересов студенческой молодежи.

Совершенствование преподавания и активная научно-исследовательская работа, оптимизация учебного процесса и гибкая система изменений учебных планов, обновление содержания преподаваемых предметов и уточнение перечня специальных дисциплин, необходимых школе на данном этапе его развития, подготовка научно-педагогических кадров для вуза - все это определяло профессиональную жизнь вуза. Однако на формирование молодых людей большое влияние оказывал морально-психологический климат в коллективе. Он в решающей степени определялся уровнем общественной деятельности, которую осуществляли традиционные для советского высшего учебного заведения партийная, комсомольская и профсоюзная организации 1980-е годы - завершающий период их деятельности.

Ведущее место в деле подготовки учителей занимала самоорганизация молодежи. В комсомольской организации института находилось свыше 3 тыс. комсомольцев. Деятельность ее была связана со всеми сторонами жизни вуза.

Много уделялось внимания военно-патриотическому воспитанию. В центре внимания было и трудовое воспитание. Ежегодно более тысячи студентов участвовали в сельхозработах, строительстве. За институтом была закреплена территория на Мамаевом кургане от завода ТДиН до Центральной лестницы, вокруг вуза - за факультетами, которые по пятницам проводили уборку.

Немало полезного для коллектива вуза сделала и профсоюзная организация института. В 1981 г. местком института возглавила В.Г. Чернышова. В его составе функционировало несколько комиссий: профилактика заболеваемости сотрудников и развитие материально-технической базы санатория-профилактория; культурно-массовой и оздоровительной работе; жилищно-бытовая.

На цели отдыха и оздоровления преподавателей, сотрудников и студентов в 1982 г. было израсходовано около 150 тысяч рублей. Санаторий-профилакторий работал круглый год в 14 смен. В нем отдохнули и поправили здоровье 1273 человека. Из них 175 учителей школ области. Более 160 человек отдохнули в пансионате института «Кабардинка». Проводились тематические вечера, спартакиады «Здоровье», маршруты выходного дня, дни семейного отдыха, экскурсии, смотры коллективов художественной самодеятельности, различные праздники. Значительную роль в оздоровлении сотрудников вуза и членов их семей играл спортивный лагерь на Ахтубе.

Видное место в работе профкома института занимала жилищно-бытовая комиссия, возглавляемая Л.Н. Костяковой. В 1987 г. институт впервые за последние 18 лет получил значительные средства для строительства жилья для сотрудников и преподавателей, что позволило снизить остроту проблемы, но не снять ее. За 1987-1989 г.г. сотрудниками института было получено 27 квартир.

Значительную работу провел студенческий профком института, который на протяжении 1980-х годов возглавляли Ю.А. Агаметов, Н.А. Болотов, С.Б. Думов, В.К. Бузюмов. Основными направлениями его деятельности были: социальная помощь и поддержка студентов; обеспечение их санаторными путевками и курсовками; организация работы профилактория института на 100 мест; организация спортивно-массовой работы (спортклуб); организация культурно-массовой работы; организация студенческого самоуправления в институте (студенческие советы в общежитиях). 1 января 1982 г. было открыто новое общежитие по улице Рокоссовского на 960 мест.

К концу 80-х годов Волгоградский государственный педагогический институт стал крупнейшим вузом Поволжья по подготовке педагогических кадров для народного образования страны. Его выпускники успешно работали не только в Волгограде и области, но и на всей территории СССР. Деятельность ВГПИ по подготовке специалистов для иностранных государств получила высокую оценку и от правительств этих стран. Ректорат и ученый совет института разрабатывали стратегию дальнейшего развития ВГПИ. По инициативе ректора В.И. Данильчука была начата подготовка к преобразованию института в университет.

Начало 90-х годов ознаменовалось событиями, которые полностью разрушили привычный уклад жизни общества: распался Советский Союз, начавшаяся либерализация экономики привела к резкому углублению социально-экономического кризиса, политической нестабильности, трагические события в истории России остро и болезненно отразились, прежде всего, на образовании, науке, здравоохранении и культуре. Государство практически перестало финансировать систему образования. Материальное обеспечение государством высшей школы России в эти годы отстало от потребностей не только ее развития, но и сохранения. Фактически вузы были поставлены перед необходимостью самовыживания. Даже простые вопросы повседневной жизни института приходилось решать с огромным трудностями.

Вот в этих тяжелых условиях ректор ВГПИ В.И. Данильчук и возглавляемый им коллектив приложил колоссальные усилия для преобразования института в университет. 

"...Главное направление совершенствования учебно-воспитательного процесса педагогических институтов - это объединение усилий педагогического коллектива в решении основной задачи - подготовке учителя к работе в школе и повышение педагогической направленности в деятельности всех звеньев института. Мы добиваемся, чтобы каждый преподаватель отчетливо понимал свое место в формировании личности учителя, его знаний, умений и навыков обучить и воспитать школьников. С этой целью создается единая система работы по повышению профессиональной направленности личности студентов..."

(Из материалов интервью ректора ВГПИ Глазачева С.Н. корреспонденту газеты «Вечерний Волгоград» октябрь 1981 г.)

"...В последнее десятилетие из школы ушли проблемы воспитания. Но и академическая наука, и российские педагоги-практики традиционно никогда не мыслили одно без другого - учение и воспитание неразрывно связаны. Убежден: наиболее верный путь - готовить учителя не как "чистого" предметника, а как личность, которая средствами своего предмета сможет воспитывать. Психолого-педагогическая подготовка в нашем вузе ведется уже с первого курса. А на "выходе" можно ожидать людей с широким кругозором, научными знаниями, при этом владеющих педагогическим мастерством."

(Из материалов интервью ректора ВГПУ Данильчука В.И. корреспонденту газеты «Волгоградская правда» июль 1999 г.)