• 1
  • 2
  • 3
Предыдущая Следующая

Выставка о репрессированных преподавател…

24-09-2014

С 3 октября по декабрь будет проходить выставка, посвященная репрессированным преподавателям СГПИ "На перекрестке судеб"  

Подробнее

Открытие экспозиции

24-09-2014

3 октября состоится открытие сменной экспозиции, посвященной 65-й годовщине образования факультета иностранных языков (Институт иностранных языков) ВГСПУ «Институт иностранных языков ВГВСУ - вчера и сегодня»

Подробнее

Ветеранов университета поздравили с годо…

29-01-2014

Ветеранов университета поздравили с годовщиной победы в Сталинградской битве

Чествование ветеранов университета, принявших активное участие в освобождении Сталинграда от фашистских захватчиков и восстановлении города в послевоенный период, стало доброй традицией. Ежегодно студенты университета навещают ветеранов, поздравляют их и вручают...

Подробнее

История ВГСПУ

Покоряя новые высоты (1980 г. начало 1990-х г.)

В 1980 г. произошли изменения в руководстве институтом. Ректором ВГПИ был назначен доцент Станислав Николаевич Глазачев. Станислав Николаевич выпускник естественно-географического факультета Волгоградского государственного педагогического института, прошел путь от лаборанта кафедры до ректора ВГПИ.

1981 г. был юбилейным для Волгоградского государственного педагогического института, годом его пятидесятилетия и был отмечен многими знаменательными событиями. 1981-1982 учебный год начался торжественным открытием мемориального бюста А.С. Серафимовича. 15 сентября впервые распахнул двери музей истории института. 1 октября ученый совет института провел заседание, посвященное 50-й годовщине создания ВГПИ, а 14 октября 1981 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «за достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования, обучении и коммунистическом воспитании студентов» институт был награжден орденом «Знак Почета». Так Правительством СССР был оценен пятидесятилетний труд преподавателей, более чем 31 тысячи выпускников и 6 тысяч студентов института.

«Награда Родины - большая честь, огромная ответственность!» - таким лозунгом встретил актовый зал участников митинга, посвященного награждению института орденом. Открыл митинг секретарь партийного комитета доцент А.Н. Вырщиков. Указ Президиума Верховного Совета СССР зачитал ректор института С.Н. Глазачев. В связи с правительственной наградой было изменено и название института. Он стал называться Волгоградский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича.

ВГПИ продолжал стабильно развиваться. Из года в год увеличивался контингент студентов и к концу 1980-х началу 1990-х годов он уже составил 6650 человек.

Всего к 1981 г. в институте было 6 факультетов с 11 отделениями. Возглавляли их наиболее опытные, авторитетные высококвалифицированные специалисты.

Содержание и организация подготовки учителей тесным образом было связаны с профессиональной ориентацией молодежи на педагогическую профессию и уровнем ее довузовской подготовки. Пристальное внимание уделялось формированию контингента студентов за счет практики привлечения в институт лиц, имеющих производственный стаж, уволенных из Вооруженных Сил, а также абитуриентов из сельской местности.

Перспективы развития института очень остро поставили проблему расширения учебной площади. 

В этой связи в начале 1980-х годов ректоратом было принято решение о разработке проекта нового девятиэтажного учебного корпуса, примыкающего к главному. По заказу ВГПИ институт «Гражданпроект» разработал техническую документацию и проект будущего учебного корпуса и в 1984 г. началось его строительство.

В соответствии с постановлением коллегии Министерства просвещения РСФСР и Президиума АПН СССР от 20.02. 1981 г. институт стал методическим центром, проводящим изучение и распространение передового научного и педагогического опыта Роль ВГПИ в развитии педагогической науки была подтверждена тем, что на базе Волгоградского государственного педагогического института было проведено Всесоюзное совещание заведующих кафедрами педагогики, в котором принимали активное участие вице-президент АПН академик И.Д. Зверев  и вице-президент АПН академик Ю.К. Бабанский.

1980-е годы были переломными во всех отношениях. Прежде всего это касалось содержания образования. В начале 1980-х сложился устойчивый подход к социально-экономическим знаниям, преподаваемым студентам.

Отход от предписываемой методологической дисциплины в области преподавания гуманитарных наук сказался и на предметах психолого-педагогического цикла. Общество пришло к пониманию того, что учитель должен способствовать развитию личности ребенка, помочь ему раскрыть свои способности, сформировать личную программу развития в рамках отечественного образовательного пространства. В учебный процесс по психолого-педагогическим наукам включается более широкий спектр воспитательных теорий, опыт передовых учителей, базирующийся на изучении личности ребенка. Новые педагогические технологии стали неотъемлемой частью подготовки специалистов.

Суть всех изменений, которые происходили в это время, - приближение учебного процесса к реальным потребностям. Пересмотр учебных планов во второй половине 1980-х годов, совершенствование рабочих планов по дисциплинам соответствовали общему духу того периода. 

Постоянная работа над совершенствованием учебных планов, организация преподавания новых учебных дисциплин и спецкурсов, уточнение и расширение научной тематики требовали внутривузовских и внутрифакультетских структурных изменений. Создавались новы факультеты и кафедры, реорганизовывались ранее существовавшие. Среди новых факультетов были: 1982 г. - факультет педагогики и методики начального обучения (ПиМНО); факультет повышения квалификации руководящих работников народного образования; 1988 г. - индустриально-педагогический факультет был переименован в инженерно-педагогический; 1985 г. - а кафедра научных основ управления школой (позднее преобразована в кафедру управления педагогическими системами); 1986 г. - кафедра преподавание русского языка в национальной школе (ПРЯНШ; 1989 г. - военная кафедра; 1990 г. - факультет начальной военной подготовки и физической культуры и т. д. И этот процесс с каждым годом набирал все большие обороты.

На рубеже 1970-1980-х годов кафедра педагогики ВГПИ принимала самое активное участие в решении проблем преодоления противоречия между объективной потребностью общества в активной творческой личности и воспитательно-образовательной практикой, готовящей по преимуществу исполнителей. Разрабатываемая на кафедре педагогики под руководством профессора В.С. Ильина концепция целостного подхода в формированию личности в определенной степени способствовала преодолению сложившихся негативных последствий.

Волгоградские педагоги, ученые и практики, проанализировав варианты взаимосвязей науки и практики, пришли к заключению, что в этом процессе совершенно недостаточно повысить практическую направленность научных исследований, активно внедрять их в практику. Необходимо решительно изменить механизм их взаимодействия.

С этой целью был создан Волгоградский научно-производственно-педагогический комплекс (ВНППК). Волгоградские исследователи начали отрабатывать нетрадиционный путь взаимосвязи - исследовательская работа ученых в массовой школе и наоборот, привлечение учительства к научным исследованиям.

По существу в Волгоградской области создано научно-производственное объединение «Вуз – школа». Ученые института разработали научные основы обеспечения органического единства учебного и воспитательного процессов, развивали и углубляли работу по реализации обращения Волгоградских учителей «Каждому уроку – отличную подготовку, современные методы, высокое качество!».

Опыт ВНППК стал основой для создания в 1989 г. учебно-научно-педагогического комплекса (УНПК) Волгоградского педагогического института под руководством проректора по научной работе Н.К. Сергеева.

Расширению профессиональных знаний студентов, формированию практических навыков специалистов способствовали и различные виды производственных практик, в зависимости от профиля обучения (археологическая, фольклорная, полевая и др.). Для студентов 80-х незабываемой осталась пионерская практика, когда студенты II курсов выезжали на неделю в лагерь «Пионерские зори», где на несколько дней превращались в мальчиков и девочек пионерского возраста, М.Ю. Хрущева и А.М. Саранов отдали много сил, неиссякаемого энтузиазма, задора организации и проведению этих выездов.

Высокий уровень преподавания в институте тесным образом был связан с научно-исследовательской работой профессоров и преподавателей, их активной ролью в решении фундаментальных и народно-хозяйственных научных задач.

В 1985 г. научную работу вели 398 человек, в том числе 10 докторов наук и профессоров, 180 кандидатов наук и доцентов, 14 аспирантов. Было издано 29 научных тематических сборников.

Объем исследований за пять лет составил 1078 тыс. рублей, в том числе по хоздоговорным темам - 245 тыс. рублей. Предприятиям и организациям заказчиков передано около 40 разработок для внедрения, объем которых составлял более 600 тыс. рублей. По результатам научных разработок на основе хоздоговоров было опубликовано более 60 научных статей.

В институте разрабатывалось 25 комплексных коллективных тем. В их разработке участвовало более 80% профессорско-преподавательского состава. По 2 из 13 тем плана-заказа Министерства просвещения СССР институт определен головным: «Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе» (руководитель профессор В.С. Ильин); «Подготовка будущих учителей к природоохранительному образованию и воспитанию учащихся» (руководитель ректор С.Н. Глазачев).

В сентябре 1989 г. открылся первый в институте специализированный совет по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук (председатель совета - В.И. Данильчук.)

Ориентация на будущее нашла отражение и в постоянном внимании руководства института, факультетов, кафедр к развитию научной работы студентов. Молодые исследователи привлекались к разработке госбюджетной и хоздоговорной тематики по планам НИР кафедр. Более 200 студентов приняли участие в НИР по хоздоговорной тематике.

По итогам Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию НИРС коллектив ВГПИ занял 4 место в РСФСР и награжден в 1984 г. Дипломом Республиканского совета по НИРС, а по итогам Всесоюзного смотра-конкурса на лучшую организацию НИРС коллектив института занял 3 место по группе педвузов СССР и награжден в 1985 г. Дипломом и денежной премией.

В апреле 1987 г. произошли изменения в руководстве института. С.Н. Глазачев был назначен заместителем Министра просвещения СССР. Ректором Волгоградского государственного педагогического института был избран Валерий Иванович Данильчук, работавший до этого проректором по научной работе.

Избрание В.И. Данильчука ректором ВГПИ стало заметным событием в жизни института, т.к. впервые в истории вуза он был избран на альтернативной основе.

Огромный опыт, желание продолжить начатое своими предшественниками, вера в свою команду, в коллектив института позволили Валерию Ивановичу Данильчуку сделать очень многое в тяжелые 1990-е годы.

Институт продолжал жить активной жизнью, динамично развивался. Однако произошедшие в стране в конце 1980-х начале 1990-х годов изменения сказались и на всей системе образования государства, в том числе и на Волгоградском государственном педагогическом институте. И в первую очередь это отразилось на трансформации международных связей вуза.

В 1981-1982 г.г. в ВГПИ обучалось свыше 400 иностранных студентов, стажеров и аспирантов из 16 стран мира. Волгоградский педагогический институт являлся главным по обучению и стажировке чехословацких студентов-русистов. В этот период в институте обучались студенты из Кубы, ЧССР, Афганистана, Эфиопии, Конго, Болгарии, Алжира, Ирана, Панамы, Судана, Непала, Того, Коста-Рики, Сальвадора, Бангладеш, Шри-Ланка. Добротная языковая подготовка позволяла зарубежным студентам успешно справляться с учебой по специальности на факультетах института.

Однако, в 1989-1990 г.г. из контингента обучающихся в институте практически выбыли студенты из Чехословакии (в 1988 г. их обучалось 736 человек, в 1989 г. - 421, в 1990 г. - 1); Венгрии (1988 г. - 128 человек, 1989 г. - 131; 1990 г. - 0); Кубы (1988 г. - 21 человек, 1989 г. - 50, 1990 г. - 1).

Прекращение традиционных международных связей поставило перед ректоратом новые сложные задачи: создать условия для привлечения иностранных студентов в институт.

И такое решение было найдено. 26 ноября 1992 г. в ВГПИ был создан отдел международного сотрудничества, начальником которого был назначен С.Б. Думов. Деятельность данной структуры позволила смягчить последствия разрыва межгосударственных связей в конце 1980-х годов и заменить их на межвузовские.

На платной основе в институте обучались студенты из университета международного обучения штата Вермонт (США); осуществлялся обмен преподавателями и студентами с Рамапо колледжем США (Нью-Джерси). Были установлены связи с Высшей евангелической школой социальной педагогики в Западном Берлине. Осуществлялось обучение французских граждан по индивидуальным контрактам. Плодотворно развивалось сотрудничество с Чань-Чунским и Гиринским университетами (КНР). Производился обмен преподавателями и студентами с высшей школой Наймегена (Голландия).

Благодаря принятым ректоратом мерам институт вышел на новый уровень международных связей, которые продолжают успешно развиваться и в настоящее время.

На фоне демократизации произошли изменения и в организационной жизни вуза. В 1988 г. по предложению ректората была возрождена практика 1930-1950-х годов и в состав ученого совета института и ученых советов факультетов ввели студентов. Эта мера была призвана повлиять на систему взаимоотношений профессорско-преподавательского состава и студенчества, скорректировать учебно-воспитательный процесс с учетом более полного отражения интересов студенческой молодежи.

Совершенствование преподавания и активная научно-исследовательская работа, оптимизация учебного процесса и гибкая система изменений учебных планов, обновление содержания преподаваемых предметов и уточнение перечня специальных дисциплин, необходимых школе на данном этапе его развития, подготовка научно-педагогических кадров для вуза - все это определяло профессиональную жизнь вуза. Однако на формирование молодых людей большое влияние оказывал морально-психологический климат в коллективе. Он в решающей степени определялся уровнем общественной деятельности, которую осуществляли традиционные для советского высшего учебного заведения партийная, комсомольская и профсоюзная организации 1980-е годы - завершающий период их деятельности.

Ведущее место в деле подготовки учителей занимала самоорганизация молодежи. В комсомольской организации института находилось свыше 3 тыс. комсомольцев. Деятельность ее была связана со всеми сторонами жизни вуза.

Много уделялось внимания военно-патриотическому воспитанию. В центре внимания было и трудовое воспитание. Ежегодно более тысячи студентов участвовали в сельхозработах, строительстве. За институтом была закреплена территория на Мамаевом кургане от завода ТДиН до Центральной лестницы, вокруг вуза - за факультетами, которые по пятницам проводили уборку.

Немало полезного для коллектива вуза сделала и профсоюзная организация института. В 1981 г. местком института возглавила В.Г. Чернышова. В его составе функционировало несколько комиссий: профилактика заболеваемости сотрудников и развитие материально-технической базы санатория-профилактория; культурно-массовой и оздоровительной работе; жилищно-бытовая.

На цели отдыха и оздоровления преподавателей, сотрудников и студентов в 1982 г. было израсходовано около 150 тысяч рублей. Санаторий-профилакторий работал круглый год в 14 смен. В нем отдохнули и поправили здоровье 1273 человека. Из них 175 учителей школ области. Более 160 человек отдохнули в пансионате института «Кабардинка». Проводились тематические вечера, спартакиады «Здоровье», маршруты выходного дня, дни семейного отдыха, экскурсии, смотры коллективов художественной самодеятельности, различные праздники. Значительную роль в оздоровлении сотрудников вуза и членов их семей играл спортивный лагерь на Ахтубе.

Видное место в работе профкома института занимала жилищно-бытовая комиссия, возглавляемая Л.Н. Костяковой. В 1987 г. институт впервые за последние 18 лет получил значительные средства для строительства жилья для сотрудников и преподавателей, что позволило снизить остроту проблемы, но не снять ее. За 1987-1989 г.г. сотрудниками института было получено 27 квартир.

Значительную работу провел студенческий профком института, который на протяжении 1980-х годов возглавляли Ю.А. Агаметов, Н.А. Болотов, С.Б. Думов, В.К. Бузюмов. Основными направлениями его деятельности были: социальная помощь и поддержка студентов; обеспечение их санаторными путевками и курсовками; организация работы профилактория института на 100 мест; организация спортивно-массовой работы (спортклуб); организация культурно-массовой работы; организация студенческого самоуправления в институте (студенческие советы в общежитиях). 1 января 1982 г. было открыто новое общежитие по улице Рокоссовского на 960 мест.

К концу 80-х годов Волгоградский государственный педагогический институт стал крупнейшим вузом Поволжья по подготовке педагогических кадров для народного образования страны. Его выпускники успешно работали не только в Волгограде и области, но и на всей территории СССР. Деятельность ВГПИ по подготовке специалистов для иностранных государств получила высокую оценку и от правительств этих стран. Ректорат и ученый совет института разрабатывали стратегию дальнейшего развития ВГПИ. По инициативе ректора В.И. Данильчука была начата подготовка к преобразованию института в университет.

Начало 90-х годов ознаменовалось событиями, которые полностью разрушили привычный уклад жизни общества: распался Советский Союз, начавшаяся либерализация экономики привела к резкому углублению социально-экономического кризиса, политической нестабильности, трагические события в истории России остро и болезненно отразились, прежде всего, на образовании, науке, здравоохранении и культуре. Государство практически перестало финансировать систему образования. Материальное обеспечение государством высшей школы России в эти годы отстало от потребностей не только ее развития, но и сохранения. Фактически вузы были поставлены перед необходимостью самовыживания. Даже простые вопросы повседневной жизни института приходилось решать с огромным трудностями.

Вот в этих тяжелых условиях ректор ВГПИ В.И. Данильчук и возглавляемый им коллектив приложил колоссальные усилия для преобразования института в университет. 

"...Главное направление совершенствования учебно-воспитательного процесса педагогических институтов - это объединение усилий педагогического коллектива в решении основной задачи - подготовке учителя к работе в школе и повышение педагогической направленности в деятельности всех звеньев института. Мы добиваемся, чтобы каждый преподаватель отчетливо понимал свое место в формировании личности учителя, его знаний, умений и навыков обучить и воспитать школьников. С этой целью создается единая система работы по повышению профессиональной направленности личности студентов..."

(Из материалов интервью ректора ВГПИ Глазачева С.Н. корреспонденту газеты «Вечерний Волгоград» октябрь 1981 г.)

"...В последнее десятилетие из школы ушли проблемы воспитания. Но и академическая наука, и российские педагоги-практики традиционно никогда не мыслили одно без другого - учение и воспитание неразрывно связаны. Убежден: наиболее верный путь - готовить учителя не как "чистого" предметника, а как личность, которая средствами своего предмета сможет воспитывать. Психолого-педагогическая подготовка в нашем вузе ведется уже с первого курса. А на "выходе" можно ожидать людей с широким кругозором, научными знаниями, при этом владеющих педагогическим мастерством."

(Из материалов интервью ректора ВГПУ Данильчука В.И. корреспонденту газеты «Волгоградская правда» июль 1999 г.)

На подъеме (1960-1970 гг.)

 

 

В 1961 г. в связи с переименованием Сталинграда в Волгоград Сталинградский государственный педагогический институт также был переименован в Волгоградский государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича.

В этом же году на смену директора института, кандидата исторических наук доцента С.М. Дроздова, был назначен новый ректор Дмитрий Петрович Журавлев.

Развитию системы педагогического образования, повышению престижа труда учителя способствовал Закон «Об организации связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», введение новых правил приема в вузы. Результаты не заставили себя ждать. Уже на следующий год возрос прием студентов на первый курс, как стационара, так и заочного отделений. Прием в 1960-1961 учебном году составил соответственно 478 и 657 человек. С каждым годом контингент студентов продолжал увеличиваться и в 1965-1966 учебном году только на очное отделение было принято 705 человек, а конкурс, в среднем по институту, достиг 8,8 человек на место.

Качество подготовки учителей непосредственно зависит от уровня знаний абитуриентов, поэтому ректорат и преподаватели института постоянно совершенствовали формы и методы работы по набору студентов. Преподаватели неоднократно выезжали в школы, рассказывали о педагогическом институте на страницах районной, городской и областной печати. При институте была развернута сеть кружков: «Юношеская математическая школа», «Школа юного историка», различных научно-технических обществ старшеклассников и т.д. Немалую роль в пропаганде учительского труда играли «дни открытых дверей», «дни науки факультетов», ставшие традиционными.

С 1964 г. подготовка учителей по специальностям «Общетехнические дисциплины и трудовое обучение» и «Физика» осуществлялась на вновь созданном индустриально-педагогическом факультете. В 1966 г. физико-технический факультет был преобразован в физический с отделениями физики, физики и труда, а математический факультет осуществлял подготовку учителей математики. В 1978 г. вновь был создан единый физико-математический факультет.

Особое внимание руководство вуза уделяло кафедрам как основному звену, обеспечивавшему единство учебно-воспитательного процесса, научной, трудовой и общественной деятельности студентов. Тщательно анализируя положение дел на кафедрах, ректорат помогал в поиске и распространении наиболее эффективных форм работы. На каждой кафедре был создан перспективный план работы с преподавателями, предусмотрено движение кадров, различные формы повышения их квалификации.

Главной опорой ректората в процессе внедрения нового подхода стала кафедра педагогики. Под руководством доктора педагогических наук профессора В.С. Ильина разрабатывалась теория целостного учебно-воспитательного процесса как научной основы комплексного подхода к воспитанию школьников и студентов. Это исследование вошло в число важнейших, координируемых Министерством просвещения и АПН СССР, а Волгоградский пединститут был определен в качестве базового по данной проблеме. В ее рамках работало 14 исследовательских групп, которыми руководили профессора В.С. Ильин и Б.Ф. Райский; доценты С.Н. Глазачев, В.И. Данильчук, В.Ф. Дробнис, Л.К. Максимов, М.В. Матюхина, Н.Г. Ковалевская, В.А. Кулько, В.В. Сериков, Н.К. Сергеев и др.

Большое внимание уделялось воспитывающему характеру обучения. Лекционные курсы, планы семинарских занятий и практикумов были переработаны с целью обеспечения единства образовательных и воспитательных функций. Преподаватели стремились максимально использовать богатые возможности специальных и общенаучных дисциплин в формировании мировоззрения будущего учителя.

Спецкурсы и спецсеминары кафедр были ориентированы на непосредственную подготовку студентов к учебно-воспитательной работе в школе. На всех факультетах читались спецкурсы «Работа с трудными детьми в школе», «Воспитывающий характер обучения», «Пионерское дело», а также связанные с научным профилем кафедр. На ряде факультетов проводились спецсеминары по трудовому обучению и воспитанию в сельской школе, методике экологического воспитания школьников, по военно-патриотическому воспитанию.

Заботясь о наращивании научно-исследовательского потенциала института, ректорат проявлял постоянное внимание подготовке научных кадров высшей квалификации, создавал благоприятные условия для защиты докторских и кандидатских диссертаций, Наиболее плодотворными в этом отношении были- 1965-1971 г.г. За это время было защищено 10 докторских (В.И. Бабкин, К.В. Гавриков, Э.М. Липманов, С.П. Люшин, В.А. Козюченко, В.С. Красавин, Б.С. Кубанцев, П.П. Мочалова, Л.М. Орлов, М.Т. Пинчев) и 37 (из них 9 - на кафедре биологии) кандидатских диссертаций.

Важнейшим звеном подготовки научных кадров была аспирантура. В 1960-е годы численность аспирантов, обучавшихся очно, колебалась от 34 до 48 человек в год, а заочно - от 12 до 18.

В 1969 г. был создан объединений совет по защите кандидатских диссертаций по общественным наукам и истории СССР. За два года было успешно проведено 24 защиты. Среди защитившихся были сотрудники и аспиранты института П.В. Лободин, А.П. Сергеев и др. До 1970 г. аспирантскую подготовку прошли 111 человек. 

В 1971 г. ректором института был назначен кандидат экономических наук, доцент Максим Матвеевич Загорулько. В эти годы наш вуз был на подъеме во всех сферах своей деятельности.

К началу 1970-х годов Волгоградский государственный педагогический институт располагал уже тремя учебными корпусами, археологическим, ботаническим, геологическим и зоологическим музеями, причем зоомузей был признан лучшим среди аналогичных музеев вузов Поволжья. По инициативе ректората было начато проектирование нового девятиэтажного учебного корпуса, связанного с главным учебным корпусом. Сельские, иногородние и иностранные студенты проживали в четырех общежитиях. Все это создавало хорошие условия и перспективы для совершенствования учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития научно-исследовательской работы и структуры института, успешного выполнения задач, определяемых общегосударственной политикой в области народного образования и переходом страны к всеобщему среднему образованию.

В 1970-е годы более разнообразными стали и формы участия студентов в научных исследованиях. Наряду с традиционной кружковой работой (в 1980 г. в институте работало 56 научных студенческих кружков) сформировалось 50 проблемных исследовательских групп студентов, создавались студенческие конструкторские бюро.

В эти годы широкую известность среди биологов страны получили исследования паразитарных заболеваний животных юга страны, осуществленные коллективом ученых кафедры зоологии ВГПИ. В качестве признания научных заслуг ее заведующий профессор Г.С. Марков был избран в Президиум Всесоюзного гельминтологического общества и назначен экспертом ООН по паразитарным заболеваниям рыб. С 1966 г. данная тематика кафедры вошла в планы проблемного совета «Биологические основы освоения, реконструкции и охраны животного мира» Отделения общей биологии АН СССР, а проблема выявления закономерностей размножения млекопитающих с 1967 г. была включена в рамках международной биологической программы в комплексную тему «Оптимальная плотность и структура популяций животных» Института экологии АН СССР.

В рамках межвузовской программы Министерства просвещения РСФСР «Профессионально-педагогическая направленность учебно-воспитательного процесса педагогического вуза» под руководством доцента С.Н. Глазачева разрабатывались вопросы теории и практики экологического образования и воспитания применительно к подготовке будущего учителя.

Главной задачей ректората было обеспечение научного уровня управления институтом, объединение усилий факультетов, кафедр и общественных организаций на достижение единства учебной, научной и воспитательной работы. В этом направлении существенные сдвиги были достигнуты в 1970-е годы.

Под руководством и непосредственном участии А.В. Петрова в институте были созданы программы ЭВМ комплекса АСУ, разработаны и внедрены в практику методы контроля и обучения студентов.

 

Международное сотрудничество

В начале 1960-х годов Сталинградский государственный педагогический институт начал развивать связи с зарубежными вузами. По инициативе кафедры педагогики в 1962 г. впервые был организован обмен делегациями с Карл-Марксштадтским (ГДР) педагогическим институтом. В 1960 г. по инициативе американской стороны было установлено сотрудничество между ВГПИ и Библиотекой Конгресса США, в 1963 г. с Главной библиотекой Калифорнийского университета (США), в 1964 г. с Институтом физики Чехословацкой Академии наук., в 1966 г. с педагогическими институтами в Цвиккау (ГДР) и Острава (ЧССР) и с французскими университетами Сувирон, Рони и Жюстрабо.

Новым в организации научно-исследовательской работы было и установление научных контактов с зарубежными вузами, которые особенно активизировались на рубеже 1960-1970-х годов.

В 1969 г. Волгоградский государственный педагогический институт впервые осуществил прием иностранных студентов в количестве 28 человек. В числе первых иностранных студентов была группа в составе 23 юношей и девушек из Вьетнама и по одному человеку из Сомали, Афганистана, Уганды, Ливана и Сирии.

Работа с иностранными студентами потребовала поиска новых форм и методов организации учебного процесса и внеучебной деятельности. Большую помощь ректорату оказали преподаватели И.Г. Бакутина и В.В. Малов, которые имели опыт работы с зарубежными студентами. А в 1970 г. был создан факультет по работе с иностранными гражданами, который возглавил доцент Е.И. Трегубов. 

Из года в год возрастало количество чехословацких студентов-стажеров. В 1978 г. их было 184, а в 1980-1981 учебном году в каждом семестре обучалось по 250 человек. Значительно расширилась география стран, представители молодого поколения которых получали высшие образование в Волгоградском педагогическом институте, - МНР и Сьерра-Леоне, Уганда и Франция, Болгария и Алжир, Того и Конго, Ирак и Непал, Польша и Панама и т.д. Всего в 1981 г. в вузе обучались посланцы 15 государств. Студенты желающие, заниматься научно-исследовательской работой, могли продолжить свою учебу в аспирантуре института. Первыми, кому представилась такая возможность, были студенты из ЧССР.

По мере роста числа зарубежных учащихся, в 1980 г. была введена должность проректора по международным связям. Первым проректором стал В.С. Калачев, имевший большой опыт работы с иностранцами.

Иностранные студенты были активными участниками общественной жизни не только в институте, но и в городе. Они установили дружеские отношения с трудовыми коллективами предприятий г. Волгограда, встречались с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, и т.д. Доверительным отношениям во многом способствовала художественная самодеятельность иностранных студентов. Ансамбли кубинской молодежи «Хирон» и чехословацкой - «Богемии», дуэт сестер Биценцовых (ЧССР) пользовались огромной популярностью не только в институте, но и городе, а солист ансамбля «Хирон» X. Родригес был лауреатом многих городских конкурсов художественной самодеятельности. 

Только для ЧССР к 1981 г. институт подготовил 2133 специалиста (1958 стажеров, 168 учителей, 5 стажеров-преподавателей, 2 аспиранта). На ежегодных слетах выпускники-иностранцы обращались с теплыми словами благодарности к своим бывшим педагогам, которые не жалели сил, чтобы поделиться своими знаниями и опытом.

Вклад Волгоградского педагогического института по подготовке учительских кадров для зарубежных стран был высоко оценен. Указом Президента ЧССР от 7 декабря 1976 г. институт был награжден высшей педагогической наградой Чехословакии - медалью Яна Амоса Коменского. В 1977 г. за лучшую постановку работы с иностранными учащимися Волгоградский государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича был награжден Грамотой Министерства просвещения СССР.

Воспитательная и внеучебная деятельность

В Волгоградском педагогическом институте всегда традиционно сильной стороной воспитательной работы было военно-патриотическое воспитание будущих учителей. Вместе со студентами ветераны проводили семинарские занятия и экскурсии на Мамаевом кургане, занимались поисковой работой, собирали рукописные воспоминания участников Великой Отечественной войны. 

Чрезвычайно популярными в 1960-1970-е годы были Клубы интернациональной дружбы (КИД). Институтский КИД должен был помогать зарубежным студентам в овладении профессией учителя. Комитет ВЛКСМ вместе с Союзом молодых коммунистов Кубы, комитетом социалистической молодежи Чехословакии, землячествами Кубы, Афганистана, Эфиопии, Чехословакии проводили вечера дружбы, встречи с зарубежными гостями, организовывали тематические выставки, показ кинофильмов, вели переписку с молодежью разных стран, планировал ознакомительные поездки иностранных студентов по городам Советского Союза.

Значительную роль в совершенствовании воспитательной работы играла вузовская газета «Учитель». На ее страницах появлялись первые отклики на те или иные инициативы, обобщался передовой опыт, новую жизнь, получали старые традиций. Более 20 лет редактором газеты «Учитель» была И.И. Эрлих.

Общественный подъем 1960-1970-х годов, стремление студентов быстрее включиться в трудовую деятельность внести свой реальный вклад в развитие народного хозяйства, породили движение студенческих строительных отрядов (ССО). Первые студенческие отряды появились в институте в 1968 г. 

Но наибольшего размаха это движение достигло во второй, половине 1970-х годов. Летом 1977 г. было организовано 6 стройотрядов. Бойцы интернациональных строительных отрядов трудились в Волгоградской области, Пермской области, в Остраве (ЧССР) и в Цвиккау (ГДР). Были сформированы также отряды не строительного направления. Члены отряда «Экспресс» работали проводниками на Приволжской железной дороге, «Спутник» - переводчики при Бюро молодежного туризма «Спутник», 12 сельхозотрядов, 4 вспомогательных отряда для работы в институту - «Энтузиаст», «Техник», «Библиотекарь» и «Абитуриент». Командирами и комиссарами студенческих отрядов были Н. Болотов, Ю. Голицын, Л. Голованова, П. Боюнов, Г. Наумов, В. Шугалей, И. Эрлих, Н. Иванов.

Наряду со строительными студенческими отрядами в 1977 г. появились студенческие педагогические отряды. Сформированный по инициативе студентов историко-филологического факультета во главе с Е. Сучилиной первый студенческий педагогический отряд получил имя «Данко». За три года он вырос в двухтысячный коллектив.

Положительный опыт отряда «Данко» вызвал интерес в других вузах страны. Помощь в организации работы педагогических отрядов оказывали преподаватели кафедры педагогики М.Ю. Хрущева, М.Е. Чулкова, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев.

В 1970 г. появилась еще одна форма работы - шефство над трудновоспитуемыми подростками. Куратором и вдохновителем этого движения был профессор кафедры педагогики Б.Ф. Райский. Первоначально появилась Макаренковская инициативная группа (МИГ), которая переросла в дружину (МКД), насчитывавшую в своих рядах более 100 человек. У истоков этого начинания стояли комсомольские активисты Ю. Агаметов, Г. Барышева, Л. Соколова и др.

В 1977 г. коллективу института вручено переходящее Красное Знамя Министерства просвещения РСФСР, ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений за победу в конкурсе по улучшению условий труда, быта и отдыха студентов. За активное участие и успехи в проведении летней оздоровительной компании среди пионеров и школьников институт был награжден Почетной грамотой Министерства просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК профсоюза.

"Они пришли к профессорам , преподавателям с открытым сердцем: Научите! Покажите! Объясните! Расскажите! Счастливый возраст, когда время измеряется не просто годами, а годами учебы, курсами, семестрами. Как будто по незримой лестнице поднимается человек. Сидит за книгой. И сам не замечает, что встает из-за стола каждый день немножко другим. Чуть умнее... Чуть чище...Кругозор чуть шире...

И надо сказать, в Волгоградском пединституте есть все для того, чтобы мечты стали реальностью. Путь к этому лежит через НСО — научное студенческое общество, объединяющее сейчас в своих рядах 250 студентов пяти факультетов института...

...С первых дней учебы в институте студент определяет свое отношение к научным студенческим кружкам, пробует свои силы, начиная с малого,. постепенно готовя себя к серьезной научной работе. Каждый понимает, что через 10—15 лет человеку будет недостаточно просто высшего.

...исследовательская работа —-огромный труд. Помните слова И. П. Павлова: «Труд — вот что создает ученого!»."

(Из статьи "Каждый студент - исследователь" "Волгоградская правда" от 27 декабря 1964 г.)

"... в нашем институте более шести тысяч студентов. Он располагает сорока научными кафедрами множеством кабинетов и лабораторий. В преподавательском составе его 11 докторов и 128 кандидатов наук. За сорок лет институт подготовил и выпустил в жизнь более 22 тысяч учителей.

... За годы своего существования институт установил прочные творческие связи со многими научно-исследовательскими институтами Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, с ведущими университетами страны. Тесные контакты у нас с вузами Германской Демократической Республики... Волгоградский педагогический сейчас не без оснований называют интернациональным вузом. На разных факультетах у нас обучается более 120 юношей и девушек из ЧССР, ДРВ, Монголии, многих африканских стран. В институте создан клуб интернациональной дружбы.

... Ученые института сейчас занимаются разработкой более чем сорока крупных научных проблем. ... В студенческих кружках сейчас занимается более 700 человек, т. е. каждый четвертый студент вуза дружит с наукой.

... перспектива развития нашего вуза будет идти не вширь, а вглубь, если не считать тех новостроек, которые за пятилетку появятся,— столовая на 270 мест и общежитие на 600 мест. "

(Из материалов интервью ректора ВГПИ Загорулько М.М. корреспонденту газеты «Молодой ленинец» ноябрь 1971 г.)

 

Годы, опаленные войной

22 июня 1941 г. в теплый летний день студенты Сталинградского государственного педагогического института сдавали экзамены, готовились к каникулам или отдыхали, когда из репродукторов суровый голос диктора объявил о том, что фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. В одно мгновение жизнь всего народа изменилась. Началась Великая Отечественная война.

Несмотря на выходной день, большая часть преподавателей и студентов собралась в актовом зале института. После выступления директора И.А. Фурсенко было принято решение: сдать оставшиеся экзамены и идти добровольцами на фронт. Война внесла коррективы в летнюю экзаменационную сессию 1941 г., сжав ее до предела.

Уже 23 июня в институте прошли собрания коммунистов, комсомольцев и профсоюзной организации, на которых обсуждались задачи коллектива в новой, военной обстановке, был разработан единый план мероприятий по оказанию помощи фронту.

Есть события, над которыми время не властно, которые навсегда остаются в памяти народа. Одним из таких событий является Великая Отечественная война, самая разрушительная и жестокая за всю историю нашего государства. Каждый делал для Победы все, что мог. Ценой великих подвигов и огромных потерь враг был разбит. Победа в Великой Отечественной войне стала всенародной.

Свой достойный вклад в приближение Победы внесли преподаватели, студенты и сотрудники Сталинградского государственного педагогического института. 

Большая часть преподавателей, сотрудников и студентов ушли в армию, некоторые вместе со студентами были эвакуированы в Бирск и Саратов, где продолжали занятия в местных педагогических институтах. В рядах Красной Армии с врагом сражались Н.Г. Белов, Н.И. Беляев, А.А. Болонкин, В.Н. Голушкин, Л.Е. Горбатов, А.В. Дортгольц. В.А. Еланский, А.Н. Кайгородов, П.И. Конопатов, В.В. Лухменский, Е.Н. Лыгин, М.П. Меньшиков, Н.И. Нефедов, Д.М. Основин, И.И. Панин, В.И. Сергеев, С.И. Сидельников, В.И. Степанов, К.В. Федоров, А.Д. Чендров, П.П. Черных, И.М. Шохот, Р.Е. Шульман, П.С. Ястремский; студенты и выпускники института: В.Ф. Афанасьев, П. Бунеев, Е. Воробьева, Л. Воронцов, К. Ванин, Ф.Л. Елифиренко, Б.Н. Железняк, А. Игнатенко, В. Зайцев, И. Кирсанов, Н. Колебошин, И. Кудряшов, Г. Махин, П. Морозов, В. Попов, С. Потиев, А.Г. Прокофьев и многие другие. Трудными дорогами войны шли они к Победе. Многим из них довелось защищать и свой родной город.

На строительстве оборонительных сооружений, в госпиталях самоотверженно трудились Н.А. Витушенко, Л.Р. Доброва, Л.М. Новикова, С.М. Шаталина, Е.П. Мещанинова, П.М. Михайлова, А.И. Лысенкова, Кашковская, Руколь, А. Алексеева; студенты О. Бузулуцкая, В. Ворочкова, И. Кадыкова, А. Ерина, Э. Нирлевид, Н. Никитина, М. Круглянская и многие другие. 

23 августа 1942 г., во время массированной варварской бомбардировки города, студенты и сотрудники СГПИ принимали активное участие в спасении и эвакуации детей из разрушенного города. В эти же дни были разрушены учебные корпуса института, библиотека, 4 студенческих общежития, столовая, хозяйственные постройки и частично - дом научных работников. С сентября 1942 г. институт временно приостановил учебную деятельность. 

В марте 1943 г. после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, областные организации одним из первых поставили перед Наркомпросом вопрос о восстановлении Сталинградского педагогического института и уже 15 ноября 1943 г. в г. Камышине институт начал учебный процесс.

Камышинский период был трудным для института во всех отношениях и главным образом - в бытовом. В учебном корпусе недоставало мебели, оборудования для кабинетов. Поэтому в течение первого семестра 1943-1944 учебного года практические и лабораторные занятия по зоологии, ботанике, физике и химии не проводились. Часть оборудования для кабинетов и лабораторий было получено лишь в начале второго полугодия.

Зима в 1943-1944 г.г. выдалась суровая. Из-за нехватки дров помещения отапливались плохо. Их заготавливали сами студенты. «Бригадами по 10-15 человек ездили на заготовку дров за Волгу. Не хватало одежды, обуви. Трудно было с продуктами питания. Но институт продолжал жить и развиваться. Под руководством опытных наставников коллектив института активно боролся с трудностями и победил.

Несмотря на трудности, второй учебный год института в Камышине прошел в более благоприятных условиях, чем первый. Благодаря решительным мерам, принятым; областными и местными советскими и партийными органами, институт вырос и окреп. Преподавательский состав пополнился высококвалифицированными специалистами. Возвратились из эвакуации заведующий кафедрой математики профессор А.С. Турчанинов. С Ленинградского фронта прибыл доктор физико-математических наук профессор В.С. Потапов. Демобилизовался из армии заведующий кафедрой русского языка Л.И. Родин.

Налаживая учебный процесс и быт в Камышине, руководство института готовилось к возвращению в родной город. Вопрос о переводе института в Сталинград был решен СНК РСФСР в январе 1945 г., а в марте было принято решение областного комитета партии, обязавшее Главсталинградстрой восстановить в кратчайший срок здание бывшей школы № 93 для размещения в нем педагогического института.

Возрождение и дальнейшее развитие института (1945-1961гг.)

 

После войны перед страной стояли большие и сложные задачи: залечить военные раны и добиться дальнейшего развития экономики, культуры, науки. В области народного образования предстояло восстановить и расширить сеть общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений, обеспечить всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста, как в городе, так и в деревне. Кроме того, необходимо было обучить ту часть молодежи, которая в условиях Великой Отечественной войны не могла завершить школьное образование. Для выполнения этих задач требовалось в кратчайшие сроки подготовить квалифицированных учителей.

В тяжелых условиях происходило возрождение Сталинградского педагогического института. В 1945 г. институт возвратился из Камышина в Сталинград и сразу же остро встал вопрос о помещениях для учебных занятий, о студенческих общежитиях, квартирах для преподавателей, поскольку во время Сталинградской битвы город был полностью разрушен. Городские власти готовились к возвращению педагогического института, но смогли восстановить только одно из пяти его зданий - студенческое общежитие по улице Баррикадной, рассчитанное на 250 мест. Для учебных занятий институту предоставили 22 классные комнаты в здании школы № 93 в Елышанке, где около 800 студентов начали новый учебный год. Занятия проводились в две смены. Большинство студентов жили на частных квартирах. Для преподавателей было выделено 10 стандартных финских домиков на 20 квартир. С первых дней коллектив преподавателей и студентов, как и все сталинградцы, включился в черкасовское движение, своим трудом помогал строителям восстанавливать разрушенный город.

Кроме бытовых и социальных проблем остро стоял вопрос с профессорско-преподавательским составом. В 1945-1946 учебном году педагогический коллектив насчитывал 57 человек, среди них было всего 4 профессора и 8 доцентов. Особенно слабо были обеспечены дипломированными специалистами кафедры основ марксизма-ленинизма, истории СССР, всеобщей истории, педагогики и физики.

Положение стало значительно улучшаться, после того как институту в 1948 г.было передано восстановленное здание на улице Академической и горисполком выделил СГПИ 28 квартир для профессорско-преподавательского состава. К 1950 г. число преподавателей выросло до 114 человек. Из них: профессоров – 5, кандидатов наук доцентов - 16, кандидатов наук старших преподавателей – 17. Теперь уже 33% из них имели ученые степени и звания. За эти же годы возросло количество студентов, обучающихся в институте: так, если в 1946 г. их было 1108, то в. 1950 г. – 1509 человек. Выпуск учителей составил: в 1946 г. – 164 человека (34 человека педагогического и 130 учительского институтов), в 1950 г. – 473 человека (236 человек педагогического и 237 человек учительского институтов).

1949 г. - особый год в жизни института. Он знаменателен тем, что Сталинградский государственный педагогический институт был переведен в состав вузов 2-й категории. В этом же году СГПИ было присвоено имя выдающегося писателя, нашего земляка А.С. Серафимовича, что стало большим событием для студентов и преподавателей института. Сталинградский государственный педагогический институт вновь занял ведущее положение среди вузов Поволжья. Для повышения квалификации преподавательского состава и подготовке аспирантов 25 преподавателей были прикреплены к кафедрам других институтов в качестве соискателей, 8 человек поступили в аспирантуру.

В конце 1950 г. директором института был назначен доцент Степан Михайлович Дроздов - опытный и авторитетный руководитель, сыгравший большую роль в дальнейшем развитии СГПИ.

В этот период было положено начало созданию институтских кабинетов и лабораторий. К концу 1950 г. институт имел 23 кабинета и лаборатории, библиотеку на 55,6 тыс. томов, читальный зал, В создании библиотеки институту была оказана помощь многими педагогическими вузами страны, особенно Московским педагогическим институтом им. В.И. Ленина и Ленинградским педагогическим институтом им. А.И. Герцена. По инициативе заведующего кафедрой зоологии профессора Н.И. Нефедова в институте был создан зоологический музей, который в 1951-1952 учебном году пополнился значительным количеством экспонатов.

В 1954-1955 г.г. усилия руководства института были направлены на дальнейшее улучшение качества практической подготовки учителей через укрепление учебно-материальной базы института: а) обеспеченность учебными помещениями для практических занятий; б) оборудованность учебных кабинетов, лабораторий, учебных мастерских и агробиостанции; в) укомплектованность библиотеки; г) нормализацию материально-бытовых условий жизни преподавателей и студентов.

В 1953 г. произошли некоторые изменения и в структуре института: прекратил существование учительский институт. За его счет контингент педагогического института увеличился до 1550 человек. В 1955 г. было создано вечернее отделение, просуществовавшее до 1959 г. 

Общее число студентов составило почти 2 тысячи человек. Институт создал агробиостанцию площадью 26 га, виварий, музей анатомии и геологии, станцию оптического наблюдения за искусственными спутниками Земли. В 1956 г. произошло важное событие – на базе физико-математического факультета институт первый среди вузов Сталинграда оборудовал учебный телецентр.

С 1948 по 1961 г.г. аспирантскую подготовку на кафедрах института прошли более 60 человек. Большая часть их была направлена на преподавательскую работу в различные вузы страны.

Многие преподаватели добились серьезных успехов в научной работе. С 1945 по 1960 г. были подготовлены и защищены 2 докторские диссертации (В.А. Голендеев и Г.Я. Прийма) и свыше 50 кандидатских диссертаций. Число дипломированных преподавателей росло из года в год. В 1946 г. их было менее 10% (от общего числа преподавателей), в 1950 г. – 33%, в 1955 г. – 43%, в 1960 г. - почти 57%.

Довольно широкий размах получает и научно-исследовательская работа студентов. При кафедрах возникли научные студенческие кружки, В 1949-1950 учебном году в институте было создано студенческое научное общество (СНО. Ежегодно стали проводиться студенческие научные конференции. Лучшие работы отмечались премиями, представлялись на городские студенческие конференции (с 1950 г. они проводились ежегодно) и в Министерство просвещения. В 1954 г. вышел первый сборник студенческих научных работ, выполненных при кафедрах ботаники и зоологии.

Для овладения практическими умениями в области воспитательной работы со школьниками все студенты I-III курсов распределялись по школам города. Они выполняли отдельные поручения классных руководителей, руководили кружками, проводили экскурсии с детьми помогали учителям в организации общественно-полезного труда учащихся и т.п. Для выполнения этой работы отводился один день в неделю (школьный день), в который никаких учебных занятий не проводилось.

Институт все больше включался в работу по повышению квалификации работников народного образования путем чтения лекций в Институте усовершенствования учителей и организации курсов и семинаров для отдельных групп учителей в своих стенах. В 1958-1959 учебном году такие курсы были организованы для учителей литературы, иностранных языков и математики; успешно проведены семинары-практикумы по химии, физике, истории; организована сеть двухгодичных очно-заочных курсов учителей-предметников, директоров и завучей школ, инструкторов производственного обучения и старших пионервожатых. Преподаватели института изучали опыт школ и передовых учителей, обобщали его, писали методические письма, статьи, диссертации.

Еще в 1952 г. группа преподавателей кафедры педагогики и психологии во главе с доцентом Б.Ф. Райским приступила к разработке вопросов политехнического обучения. В этот коллектив вошли методисты института А.Н. Кайгородов, П.И. Конопатов, А.Д. Чендров и др. Собранный ими при участии учителей богатый материал позволил подготовить и опубликовать в 1953 г. первый сборник «0 политехническом обучении в средней школе».

С 1955 по 1961 г.г. в институте было выполнено более 1000 научных работ. Среди них по школьной тематике - свыше 300. За три учебных года (1958-1961 г.г.) ученые института опубликовали 314 работ.

Много внимания уделялось трудовому воспитанию студентов как важнейшему фактору становления учителя. Преподаватели, сотрудники и студенты принимали самое активное участие не только в возрождении института, но и города. Черкасовцы СГПИ проделали большую работу по благоустройству города и строительству лесополосы Камышин-Сталинград. Только в 1951-1952 учебном году в свободное от учебы время студенты отработали свыше 30 тысяч часов по благоустройству города, на строительстве нового учебного корпуса института, в сооружении Волго-Донского канала, Сталинградской ГЭС, и мемориального комплекса на Мамаевом кургане, в посадке деревьев вдоль шоссе в направлении к аэропорту.

Большое внимание уделялось культурно-массовой работе. Наиболее широкий размах она получила в 1956-1960 г.г. Был создан студенческий клуб и Университет культуры с шестью факультетами. Особый интерес у студентов вызывали факультеты этики, эстетики и музыки. При клубе регулярно работали коллективы художественной самодеятельности: хоровые (общеинститутский и факультетские), сольного пения, художественного слова, эстрадный, народных инструментов, аккордеонистов, скрипачей, Число участников коллективов художественной самодеятельности доходило до 600-700 человек, часто на городском смотре им присуждались первое или второе места.

В организации интернационального воспитания значительную роль играл созданный в 1956 г. «Клуб верных друзей», объединявший учащихся пединститута, ведущих дружескую переписку со студентами зарубежных стран.

Немалое значение в жизни института имела издаваемая с 4 декабря 1956 г. многотиражная газета «Учитель». Заметно улучшилось содержание и оформление факультетских стенных газет.

В почете у студенческой молодежи был и спорт. Под руководством преподавателей кафедры физического воспитания до 1000 человек занимались в различных секциях. Спортивные команды института принимали участие в городских, областных и республиканских соревнованиях, выезжали в Луганск, Астрахань, Ленинград, Москву и другие города Советского Союза. Большим достижением стало создание спортивно-оздоровительного лагеря на берегу р. Ахтубы. В 1961 г. группа студентов института в состав которой входили В.И. Данильчук - командир группы и В.В. Полтавец участвовала в автомотопробеге Сталинград-Луганск-Сталинград.

Важнейшее значение для института имело строительство нового учебного корпуса по проспекту Ленина. Учебный корпус сооружался по проекту архитекторов В. Масляева и Г. Борисенко. Строительство началось в конце 1953 г. и завершилось в 1959 г. Общая площадь здания составила около 14 тыс. кв. м. Институт получил 250 аудиторий и помещений различного назначения, читальный и спортивный залы, специальные аудитории для зоологического музея и библиотеки, имевшей уже более 208 тысяч томов, столовую на 120 посадочных мест. Кроме того, в 1961 г. было закончено строительство лабораторного корпуса.

В Сталинградском педагогическом институте в 1951 году значительно увеличится число студентов на факультете иностранных языков. Здесь будет обучаться более 200 юношей в девушек.

Будут открыты кафедры политэкономии, анатомии и физиологии. Библиотека института значительно пополнится научной и художественной литературой, а лаборатория химии оснастится новейшими приборами.

В 1951-52 учебном году, кроме имеющихся отделении зоологии, географии в математики, будет объявлен прием в аспирантуру на отделения педагогики и истории ВКП(б).

В начале славного пути. Первое десятилетие…

 

В соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. началась реорганизация школьного образования, пересмотр существовавших структур педвузов страны. Устанавливался единый тип педагогического института, призванного готовить кадры преподавателей специалистов-предметников для техникумов, рабфаков и десятилетней политехнической школы. В этой связи на основании постановления ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР от 14 декабря 1932 г. Сталинградский индустриально-педагогический институт был преобразован в Сталинградский государственный педагогический институт.

Активное участие в становлении молодого педагогического вуза принимали партийные и местные органы власти. Учебный процесс в институте, социально-бытовое обеспечение преподавателей и студентов, находились под постоянным контролем Сталинградского городского комитета партии и городского Совета. 

В 1932 г. в институте были созданы новые отделения - языка и литературы, географическое. Острая нехватка в стране учителей требовала создания учительских институтов с двухгодичным сроком обучения. Они давали неполное высшее образование и готовили учителей для 5-7-х классов. В 1933 г. Учительский институт был открыт и в Сталинградском государственном педагогическом институте. В него принимали студентов, имеющих 7-8 классов образования. С этого же года прием студентов проводился одновременно в педагогический и учительский институты. Оба они работали на одной базе, учебно-воспитательную работу вели одни и те же преподаватели. Для учителей города, желающих получить высшее образование без отрыва от работы в школе, в 1932 г. было открыто вечернее отделение. Кроме того, в 1931-1941 г.г. работали различного рода курсы учителей.

25 мая 1934 г. Сталинградский горком ВКП (б) принял решение о передаче институту под учебное здание помещение бывшей типографии ГПУ и общежития химического техникума (24 комнаты) по ул. Академической 2 (12) (в настоящее время здесь факультет математики, информатики и физики). Однако вскоре и эти площади стали недостаточными для четырех курсов педагогического института и двух курсов рабфака учительского института. В 1934 г. произошли изменения в организации учебно-производственного процесса.

В 1935 г. состоялся первый выпуск студентов. Всего было выпущено 83 учителя истории, математики, физики и химии. Из них 53 человека закончили педагогический институт и 30 - учительский.

Администрация института предпринимала все необходимые меры для создания и развития библиотеки. Библиотека стала одним из первых объектов, с которого началось становление Сталинградского государственного педагогического института. Преподаватели и студенты сами изготовили стеллажи и стенды, приобретали литературу, периодические издания. В конце 1934 г. библиотека насчитывала уже около 40000 томов.

В учебных планах возросла роль специальных дисциплин и увеличилось число отведенных на них часов. Постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» педагогика была восстановлена как наука, что также нашло отражение в учебных планах педагогических институтов. В результате этой реформы высшая педагогическая школа приобрела современный вид. Срок обучения был увеличен с двух с половиной до четырех лет.

С первых месяцев работы института студенты в многообразных формах соревновались за высокие показатели в учебе. Для наиболее активных и отлично успевающих крайисполком учредил 5 стипендий имени М. Горького по 250 рублей. В 1940-1941 гг. 6 студентов получали Сталинские стипендии.

Всего в довоенные годы институт подготовил (учитывая стационар педагогического и учительского институтов, вечернее отделение и ОЗО) около 4500 учителей. Большая часть выпускников довоенных лет осталась работать в Сталинградской области.

Серьезное внимание уделялось в институте вопросам научной работы. Научные конференции проводились сначала эпизодически, а затем и на постоянной основе. Примечательно, что студенческие конференции начали проводиться раньше. Итогом этой работы стали публикации в научных сборниках, а в 1939 г. институт издал первый сборник научных работ, куда вошли статьи преподавателей института. В 1938 г. при кафедре русского языка открылась заочная и очная аспирантура.

К началу Великой Отечественной войны Сталинградский педагогический институт был одним из крупнейших вузов юго-востока страны. Он имел мощную учебную и материальную базу. В трех зданиях разместились хорошо оборудованные кабинеты и лаборатории, имелась большая (для того времени) библиотека. Занятия шли в одну смену. На стационаре занималось около 2000 студентов, на заочном отделении - 1,5 тысячи. Учебные занятия вели более 100 высококвалифицированных преподавателей. Институт ежегодно готовил для страны более 500 учителей.

« - Наш институт отмечает в этом году пятилетний юбилей. За это время он сильно вырос. Только за последние два года число учащихся увеличилось в четыре раза.

***

С нового учебного года, на основании решения правительства, мы перестраиваем педагогический процесс так, чтобы студенты могли больше времени отдавать на самостоятельную работу. Для этого за кафедрами закрепляются определенные аудитории, кабинеты и лаборатории… Вечером студент может прийти в свою лабораторию и спокойно работать.» (Из материалов интервью директора СГПИ Аносова С.Д. корреспонденту газеты «Сталинградская правда» июнь 1936 г.)

Наши столичные библиотеки обогнали библиотеку британского музея и национальную библиотеку в Париже, обе имеют мировое значение по числу томов и занимают сейчас второе место в мире, уступая только библиотеке конгресса США в Вашингтоне. Отмечал в своей статье Ю.А. Иванов в 1934 г.

 

Из постановления СНК СССР ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г., "О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой": 

5. Ввести во всех высших учебных заведениях единый студенческий билет и единый матрикул (зачетная книжка). В матрикул заносятся все предметы, обязательные для прохождения, и запись о сдаче экзаменов и зачетов.

Отмечать в матрикуле сдачу экзаменов и зачетов и проставлять отметки имеет право только профессор, производивший экзамен, и доцент, принимавший зачет.

Предложить Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР в месячный срок разработать единый тип студенческого билета и матрикула, представив их на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

 

 

"30 июня Сталинградский педагогический институт подвел итоги учебной работы за 1938-39 учебный год. По сравнению с предыдущим учебным годом абсолютная успеваемость повысилась на 11 проц. Наиболее высокие показатели имеют литературный и исторический факультеты. Успеваемость по литфаку составляет 100 проц., а по историческому - 98,8 проц. факультетов отправляются на экскурсию в Москву и Ленинград, отличники естественного факультета - в Сухуми." (Статья "Итоги работы педагогического института" "Сталинградская правда" от 3 июля 1939 г.) 

Наркомпрос РСФСР в 1932 году совместно с ЦК ВЛКСМ мобилизовал 30 тысяч комсомольцев в педагогические высшие учебные заведения и на педагогическую работу.